Новости

Старшие технологии — в средний сегмент. Тест компонентных акустических систем Helix серии Ci5

19.09.2025

Старшие технологии — в средний сегмент. Тест компонентных акустических систем Helix серии Ci5

Audiotec Fischer постепенно заполняет серию акустики Helix Ci5, на этот раз удалось протестировать 2-полоску, собранную из недавно появившихся на рынке 6,5-дюймовых НЧ/СЧ динамиков и твитеров. Чуть позже появятся и серединки, но о них будет отдельный разговор.

Серия относится к линейке Compose (вернее, даже платформе, как её называет производитель) – она позиционируется как универсальная, но имеет всё для использования в качественном апгрейде штатного аудио: в серии много адаптеров, переходников и прочих аксессуаров для лёгкой и быстрой установки.

Вообще, Compose — наглядный пример перехода технологий из топовых моделей в более доступный сегмент. К примеру, немногим ранее удалось оценить старшую серию этой линейки – Helix Ci7, производитель намекает на использование в ней некоторых технологий из топовой серии Brax Matrix.

Серия Ci5 в иерархии Compose занимает ступеньку ниже, она построена во многом с оглядкой на серию Brax Graphic. Не то, чтобы совсем «Graphic на минималках», но многие решения у них действительно общие.

Первое знакомство, конструктивные особенности

Динамики построены на тех же корзинах из конструкционного пластика, что и серия Ci7 (да и все динамики Compose, к слову) – они имеют стандартные посадочные размеры для 6,5-дюймового калибра, но сложную форму фланцев. В ассортименте Helix для них есть куча установочных колец под разные марки авто – эту систему в Audiotec Fischer называют Flex Mount.

Диффузоры чем-то действительно напоминают оные у Brax Graphic, но здесь они всё же иные. С лицевой стороны — шероховатое покрытие, с тыла — более привычная целлюлозная фактура. Верхние подвесы — резиновые, достаточно мягкие. Центральная «пуля» — алюминиевая.

Подключение — двойными клеммами, которые позволяют подключиться обычными «лопаточками» или через адаптеры к штатной проводке. Система имеет собственное название FlexConnect.

Центрирующие шайбы имеют профиль с лёгкой прогрессией (небольшое увеличение шага и высоты «волн» от центра к краям). Звуковая катушка довольно крупная — её калибр аж 37 мм. Высота магнитного зазора (в данном случае определяется толщиной верхней шайбы магнитопровода) — 5 мм, при этом заявленная высота намотки катушки — 13,7 мм. По всему получается, что ход без выхода намотки из зазора — примерно по 4 мм в каждую сторону.

Теперь твитеры. Вот тут аналогии с упомянутыми Brax Graphic более явные. В первую очередь это материал куполов – алюминий с керамическим напылением. Правда, если Brax GL-1 – это достаточно крупные и тяжёлые высокочастотники, то Ci5 – компактнее и удобней для установки в том числе в штатные места.

По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть и чашки для монтажа наружного. Диаметр самого «тела» твитера – всего 38 мм, а высота от основания сетки – всего 1 см (с сеткой – 1,5 см). Тем не менее, вниз по частоте они забираются очень даже неплохо – на измерениях это сами увидите.

Измерение параметров и анализ работы динамиков

Общая концепция динамиков — не слишком тяжёлые подвижные системы (по крайней мере, легче среднестатистических значений по нынешним временам для 6,5-дюймового калибра), но при этом мягкие подвесы (что не даёт резонансной частоте взлететь вверх) и сильные моторы.

В итоге полная добротность несколько ниже, чем обычно принято делать в автомобильной акустике, но, тем не менее, динамики лучше всего работают именно в дверях. Для тех, кто сразу подумал о ящиках, на результирующую добротность 0,7 они выходят в объёме около 12 литров, но Fc при этом поднимается до 84 Гц – оно нам такое надо? Так что в дверях динамикам будет самое то. Причём, забегая вперёд, даже без выраженного эффекта «Lack of Bass», но с хорошим контролем.

Заявленные/фактические параметры Helix Ci5 W165FM-S3:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 50 Гц / 52 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 17,9 л / 18,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 2,38 / 2,75
  • Qes (электрическая добротность) – 0,50 / 0,57
  • Qts (полная добротность) – 0,41 / 0,46
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14 г / 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м / 4,9 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом / 3,2 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88, 0 дБ / 88,8 дБ

НЧ/СЧ динамики показали довольно гладкую АЧХ – без звона на верхнем краю рабочего диапазона или каких-то резких перепадов на отдельных частотах. Даже мелкий резонанс, который прослеживается на импедансной кривой в районе 800-850 Гц, не привёл к заметным колебаниям фазы излучаемой волны в этой области. Вниз динамики тоже забираются очень хорошо, что неудивительно при столь низкой Fs. Причём и по отдаче внизу всё выглядит неплохо, чего, признаюсь, при таком сочетании параметров ожидал меньше.

Ну и по искажениям в этом диапазоне всё выглядит прилично – к отметке 50 Гц КГИ едва переваливает 1%, что на самом деле очень низко. Для справки, уровень сигнала при измерении примерно соответствует громкости при обычном прослушивании (при размещении микрофона на расстоянии 20 см получается около 100 дБ).

Твитеры излучают достаточно широко. Обратите внимание, при развороте отдача на самом верху падает не так уж и сильно, и даже форма АЧХ сохраняется. Практический вывод – меньшая зависимость он угла разворота. Особенно полезно, когда акустика ориентирована на штатные места, расположенные порой не самым оптимальным образом.

Рост искажений с понижением частоты начинается где-то от 2,5 кГц и очень плавно, в основном за счёт подтягивания третьей гармоники. Так что свобода в настройке ФВЧ при стыковке полос имеется. Описание рекомендует резать не ниже 4 кГц (6 дБ/октава), 3 кГц (12 дБ/октава) и вплоть до 2,5 кГц (24 дБ/октава). Но я бы рассматривал это как предельные значения, лучше всё же повыше.

Проба в деле. Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?

Соорудил поканалку, чтобы поэкспериментировать с разделами полос. Задача, как всегда, – не оценить звучание в абсолюте, а понять характерные особенности и проверить предварительные выводы по поводу настроек.

НЧ/СЧ динамики. Первым делом, отмечу, что динамики прекрасно подходят не только для 3-полосных, но и для 2-полосных систем, на верхнем краю своего диапазона звучание не мутнеет. Динамики имеют естественный спад отдачи с повышением частоты, и за пределами своего диапазона грязи в звук особо не добавляют, так что высоких порядков ФНЧ не требуют. При стыковке с твитерами я бы вообще ориентировался на крутизну не выше 6 дБ/октава.

При этом динамики и вниз забираются очень неплохо, каких-то серьёзных ограничений к подбору сабвуфера не предъявляют. Из того, с чем довелось иметь дело, я бы присмотрелся к Helix IQ W10-DVC2 с изменяемой массой подвижки (при этом выбрал бы вариант без добавочных грузиков и в ЗЯ).

По своему характеру бас понравился – очень собранный, но в данном случае не «пересушенный». На особо требовательных треках (скажем, с контрабасом, где очень важна именно артикуляция, а не только мидбасовый пинок, как, например, в электронике или на роке) получается упруго. Так что если загудит – причину ищите в оформлении или настройке стыка с сабом, поскольку сами динамики способны дать очень хороший в этом смысле результат.

Твитеры. Очень интересный характер. С одной стороны, на ВЧ нет типичных окрасов, свойственных металлическим куполам. С другой стороны, в них нет и «вуали», иногда свойственной шёлку – очень скорострельно, детально, прозрачно, но при этом нейтрально, без избыточной колкости. Может, чуточку «подсушенно», но ровно на той грани, которую можно нивелировать подбором остальных компонентов, вплоть до межблочных кабелей.

Как по мне, получилось очень удачное объединение достоинств шёлка (нейтральность) и металла (скорострельность, микродинамика). Причём по ходу прослушивания сложилось стойкое впечатление, что твитеры могут «дать прикурить» иным высокочастотникам в более высоком ценовом сегменте.

Что касается настройки ФВЧ, то я бы выбрал в качестве отправной точки срез на 4 кГц с крутизной 12 дБ/октава. В крайнем случае, опустил бы до 3,5 кГц, но точно не ниже, иначе характер ВЧ как-то «тяжелеет». Да и нет необходимости опускать ниже, поскольку в 2-полоске НЧ/СЧ динамики спокойно дотягивают до твитеров, свобода в настройке стыка полос имеется.

Коротко по делу. Для каких задач выбирать?

Для тех, кто планирует качественный апгрейд штатки, серия Ci5 – готовое сбалансированное решение. Тем более, наличие готовых установочных колец и аксессуаров под многие авто делает этот процесс быстрым, технологичным и с прогнозируемым результатом.

Для тех, кто планирует кастомный инсталл, но бюджет не тянет Brax Graphic, серия Helix Ci5 – это способ получить характер предтоповой акустики от Audiotec Fischer, уместившись в более вменяемые затраты, характеры у них действительно очень схожие.